25 января 2012 г.

Окончание каникул в стиле "сахадж"



Одно из определений слова "сахадж" - это спонтанный. Вот так спонтанно и одновременно по-йоговски пролетели на одном дыхании последние дни наших каникул. Об одном из них хочется рассказать вам, друзья, подробнее, вдруг кого вдохновит:)
В прошлый четверг был интересный опыт. Нас пригласили на урок философии сразу в шесть параллельных классов. Тема – «Дух и Тело».
Учительница не понаслышке знакома с Сахаджа Йогой, и хотя сама ее не практикует, но позвала нас представить точку зрения Восточной философии, и в частности системы йоги, на взаимосвязь между телом и духом. Представляя нас, она напомнила ученикам о том, что они прошли на предыдущих уроках, о взгляде Гегеля, также упомянув о том, что западные философы более рациональны, восточный же подход может показаться нам, людям Запада, необычным. Но так как одно из качеств «образованного европейского человека» - толерантность, уважение всех культур и национальностей, то мы не можем не обращать внимание на мудрость Востока (хотя в учебниках ей и уделено несправедливо малое количество страниц).
Итак, наш рассказ начался с упоминания о движущей силе философии – фразе, начертанной на входе в храм Аполлона в Дельфах и приписываемой многим древним мудрецам. «Познай себя»! Все философские течения, как западные, так и восточные, стремились  реализовать этот завет. На Востоке же, в частности в Индии, главным философским направлением является йога.
Тут мы обратились к учащимся с просьбой рассказать, что такое, по их мнению, йога. Как и следовало ожидать, большинство из них, за редким исключением, ассоциируют йогу с гимнастикой, поэтому им интересно было узнать, что в переводе с древнейшего языка санскрита само слово «йога» означает «союз». Кстати, в одном классе и о санскрите услышали впервые; одна девушка даже в тетрадь записала (пригодится кроссворды разгадывать:))
Итак, йога – это союз… Чего с чем?
Разные версии звучали, и все они верны: союз тела и разума, души и тела,  нас самих и… <девушка пытается подобрать слова>… Вселенной, наверное.
Итак, ни для кого не секрет, что существует что-то за пределами человеческого разума, что-то, что сам этот разум контролировать не в силах. И атеизм уже не в моде, даже ученые признают существование Высшего Созидающего Начала. Разные народы, религии используют различные имена для определения того, что мы назовем Всепроникающей Божественной Энергией. 
Итак, йога – это и союз тела с духом, и, что более важно, союз духа с Энергией Вселенной.
В Индии каждый ребенок знает о Кундалини – той части Божественной Энергии, которая, запустив сердце и нервную систему еще в утробе матери, постепенно в результате социализации личности ребенка в общество перешла в неактивное состояние и ждет своего пробуждения. Пробудив эту энергию внутри нас, мы и получаем йогу, союз.
И как возможно специальными приборами регистрировать электромагнитные поля, так и наша центральная нервная система становится инструментом, способным ощущать собственную Кундалини и энергию (вибрации) всего живого. В этом и заключается уникальность метода сахаджа йоги.
Мы предложили учащимся провести эксперимент. «Алгоритм» подбирался для каждого класса по ощущениям, но в большинстве случаев ограничились сердцем и Сахасрарой. Для тех, кто не в теме подробный эксперимент тут.
Подавляющее большинство учащихся почувствовали вибрации на ладонях и над головой, многие делились вслух своими ощущениями. Поэтому далее мы вкратце рассказали об энергетических центрах (чакрах), об их взаимосвязи с органами и качествах. В наше время много литературы, в том числе и медицинской о том, что причины всех болезней носят психосоматический характер, в йоге первопричиной физиологических нарушений считается энергетический дисбаланс.  Как об инструменте поддержания себя в балансе рассказали о медитации, подчеркнув, что медитация – это не концентрация (западное определение), а состояние осознания без мысли. В суете нашей жизни перестать думать хоть на мгновение чрезвычайно сложно, но многие из учащихся отметили, что во время короткой медитации  (после эксперимента, когда мы предложили им посидеть полминутки в тишине) им удалось ощутить состояние покоя без мыслей.
В последнем классе после нашей «лекции» ожидалась контрольная по физике, и некоторые из учеников признались, что чувствуют себя теперь намного спокойнее.
Были учащиеся, которые интересовались тем, как поддержать это состояние и мы рекомендовали им попробовать медитировать дома утром и вечером по 5-10 минут. У нас также был постер Cool Check, где был указан сайт freemeditation.com
В двух англоязычных классах я общалась с ребятами на английском, а в последней параллели двое молодых людей почему-то решили, что я француженка:) Но, как оказалось, это был только повод, чтобы задать нам больше вопросов о медитации в неформальной обстановке.
А на следующий день к нам в гости приехали юва шакти ("молодые энергии") со всей Болгарии, и понеслась... море общения, уплетание сладостей, песни и танцы...
А в воскресенье мы все дружно отправились в один из детских домов, где провели незыбываемые полтора часа, и снова песни, танцы, потрясающий детские рисунки, море любви и объятий, сияющие и удивительно глубокие глаза детей. Они провожали нас припевом одной из наших песен, удивительно трогательно, и просили приехать еще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий