17 ноября 2011 г.

Любовь, прощение и сила духа


Вот и закончился мой последний в этом семестре выходной. В этот раз не было ни традиционной пиццы, ни прогулок по магазинам. Был лес, его чарующая глубина, свет, пробивающийся сквозь макушки деревьев, валяние в осенней листве…, а затем горячий чай с шоколадными печеньками и… кино.
Хорошее кино находится случайно кликами по ссылкам на Youtube. Так мы наткнулись на “Homeless to Harward”, что в русском переводе звучит более резко – «Гарвардский бомж». 
И снова реальная история о потрясающей силе характера, воле и безусловной любви.
Лиз Мюррей (Liz Murray) любила свою мать, несмотря на ее пристрастие к алкоголю и наркотикам, несмотря на оскорбления и припадки ярости, несмотря на то, что той было наплевать на ребенка, когда Лиз забрали в приют. И что самое удивительное, Лиз повторяет, что всегда будет помнить, что родители ее любили. Она по крупицам собирала и берегла те мгновения, когда мама была собой, когда обнимала и улыбалась ей, когда отец, человек эрудированный, но, к несчастью, тоже подсаженный на иглу, рассказывал истории. Ради этих моментов Лиз жила. Но вот матери не стало, ей даже камень на могиле некому было поставить. И что-то дернулось в глубине души. Это была точка невозвращения. 
Лиз была умной девочкой, выросла на соседских энциклопедиях, и хотя в школе появлялась под конец семестра, прочитанного ей хватало, чтобы сдать тест. По рассказам отца она знала о другой жизни, именно в эту жизнь она и стремилась теперь, когда ей нечего было больше терять.

Когда-то на 4м курсе университета я параллельно преподавала математику в школе, замещая заболевшего учителя. У меня в классе была девочка, которую я за полгода видела всего трижды. Однажды она появилась-таки в школе, другой раз мне пришлось прийти к ней домой, и последний – в кабинете директора с родителями. Родители выглядели вполне прилично, чего нельзя было сказать о девочке и ее старшей сестре, в квартире была видимость порядка. То ли родители много работали, то ли выпивали, я уже не помню. После просмотра «Homeless to Harward» я вспомнила эту девочку. Тогда я не приняла никакого участия в ее судьбе, оправдывая себя нехваткой времени в связи с учебой, но внутри, как кошки, скреблись сомнения о правильности выбора. Что стало с этой девочкой после того, как ее определили в вечернюю школу, мне не известно. Когда все вокруг пророчили ей судьбу пропащей, я безмолвно заняла позицию большинства.
Лиз Мюррей
Возвращаясь к истории Лиз Мюррей, она оказалась сильнее пророчеств и предрассудков. Жизнь без прощения превращается в бесконечную череду обид и мести, но Лиз превосходно вписывается в высказывание Ганди «Слабые никогда не прощают. Прощение является признаком сильных ».  О прощении и силе духа ее автобиография «Breaking Night», по которой и снят фильм.
Лиз решила во что бы то ни стало закончить школу, и сделала это за два года вместо четырех, все эти два года, скрывая ото всех свой статус бомжа. Жила на улице, спала, где придется, работала посудомойкой, но все это время училась и… Поступила в Гарвард, выиграв стипендию NY Times. В свой первый день в университете она чувствовала себя «как будто имея крылья». Но все это, признается Лиз, она бы отдала только за то, чтобы снова иметь семью(!).
Через год Лиз оставила Гарвард, чтобы ухаживать за умирающим от СПИДа отцом, но после его смерти получила-таки высшее образование.
Сейчас Лиз основатель и директор «Manifest Living» - компании, проводящей тренинги и оказывающей поддержку людям, желающим изменить свою жизнь.

3 комментария: