6 ноября 2011 г.

"Музыка - это великий договор с Творцом"


«Моя цель – сделать всё возможное, чтобы человек испытал огромную ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством. Что называется, заболел искусством. Не соглашайтесь со мной, ругайте, спорьте – только не спите. 
НЕ ПРОСПИТЕ ВЕЧНОСТЬ!»
Михаил Казиник.

Михаил Семёнович Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер,  эксперт Нобелевского концерта, педагог, просветитель … Можно продолжать и продолжать.
Михаил Семёнович Казиник родился 13 ноября 1951 года в послевоенном Ленинграде, но почти все детство и юность провел в Витебске. С шести лет начал играть на скрипке и фортепиано. В 19 лет завоевав первую премию на конкурсе консерваторий социалистических стран, посвященного 200-летию Бетховена.
С 1991 года Михаил Казиник работает в Швеции в Драматическом институте Стокгольма. Регулярно проводит конференции и концерты в Скандинавских странах, Германии, Нидерландах. Длительное время был ведущим программ телерадиокомпании SBS (Австралия), где в течение семи лет вёл программы о мировой художественной культуре. Автор книг "Тайны гениев, или книга для людей с ещё не потерянной генетической памятью" и "Тайны гениев -2, или Волновые пути к музыке". В последние годы Казиник ведет большую просветительскую работу и в странах бывшего СНГ: проводит концерты, встречи, мастер-классы, школы в Белоруссии, Украине, России, Латвии и других странах...
 Его жизненное кредо – это идея Канта: «Есть две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
Моему знакомству с Казиником предшествовала встреча в Солониках с замечательной семьей скрипачей, о которой я уже писала здесь.
В той уютной греческой квартире, где все полки заставлены произведениями классиков, на стенах – картины,  а в гостиной удивительная фонотека, я почувствовала ностальгию по детству. Нет, в нашей квартире, к сожалению, не витал дух классики, хотя, конечно, моя семья по-своему интеллигентная.  Но довелось мне в детстве побывать в домах музыкальных и эрудированных людей, где на почетном месте стояло фортепиано и в воздухе витал аромат нот. И насколько я помню, люди эти были не только эрудированны, но имели высокие моральные ценности и принципы.
 К музыке я всегда тяготела, хотя музыкальная школа прошла мимо меня. В детстве часто слушала классику, находя в ней покой и умиротворение, гармонию эмоций. Сейчас с Казиником открываю-таки великих композиторов, слушая записи его передач на радио Орфей «Музыка, которая вернулась».
Хороший рассказчик – не тот, кто может лишь позабавить публику занятными историями; но он - тонкий наблюдатель - должен видеть суть вещей, и уметь поведать эту суть остальным. Да и говорит он чрезвычайно просто, привлекая в поддержку всю мировую культуру, от философии до литературы: Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Пастернак, Гессе… и обнаруживая такую глубину вскрытия смыслов, что любой филолог позавидует.
Казиник мне в первую очередь интересен как педагог.
Он полностью реализовывает принцип обучать, играя. Основываясь на том, что каждый ребенок рожден гениальным, он учит детей выводить сложные пассажи, не называя скучных имен, а подав это как «баловство, игру». 
Но Михаил Семенович учит не только игре на скрипке, сколько своей просветительской деятельностью стремится подготовить современную публику к восприятию виртуозного исполнения классической музыки. А иначе, цитирую: «кроме как друзьям их больше некому будет слушать».
Более того, педагогическое новаторство Казиника не ограничивается одной лишь музыкой. Он разработал концепцию комплексно-волнового урока, синтеза школьных дисциплин (истории, географии, литературы, музыки….), основанного на ассоциативности мышления.  «Что такое география? Это место. Что такое история? Это время. А что такое культура? Это наполнение места и времени» - говорит Михаил Казиник. Ведь куда интереснее изучать историю, например, Дании, если знать, что в это время там жил Андерсен. Что сформировало Андерсена как сказочника? Что повлияло на его творчество, какие исторические и географические факторы? Почему в Копенгагене стоит памятник Русалочке? А ведь потом и в Данию захочется поехать, и, ведь, уже не просто прошвырнуться по бутикам, а осмысленно, взглянуть на бессмертное культурное наследие. Это и есть «школа будущего», как ее называет сам Казиник. Проект успешно реализуется в городе Выкса Нижегородской области, принимается как основа новой школы на уровне министерств образования Болгарии и Литвы.
Еще один из его проектов – музыкотерапия для детей с диагнозом «детский церебральный паралич» в оздоровительном центре "Шанс" г. Белая Церковь (Украина).

Михаил Казиник не устает напоминать всем будущим мамочкам – на протяжении всего срока беременности слушать Моцарта – с момента зачатия и до вожделенного дня рождения, слушать Моцарта во время самого процесса родов, и непременно включить музыку Моцарта как только малыш появится на свет. Почему роженицам необходим Моцарт, и почему Моцарт должен быть рядом с новорожденными? Наконец, почему именно Моцарт, а не Бах?..
Отвечает Михаил Казиник: «В образе Моцарта нам дана идея детства, как совершенства. Идея того новорожденного, который рожден, как сгусток космической энергии, который не запачкан, не запятнан – ни масс-медийными системами, ни школой, которая заставляла много поколений маршировать, идя на урок музыки. А Эйнштейн когда-то сказал, что «если человек марширует и получает при этом удовольствие, то у меня ощущение, что все мыслительные центры у него находятся в спинном, а не в головном мозге». И Эйнштейн таких людей называл «захребетками». Он говорил, что человек не должен по своей природе получать удовольствие, когда все вместе маршируют. Он должен внутренне протестовать, даже если он вынужден. Так вот, здесь очень важный момент – Моцарт, когда он дает нам образ, субъективный, сгущенный образ ребенка, которого мы рождаем, то мы, по сути, должны рождать гения. Иначе вся Вселенная неразумна, иначе она слепа, иначе Бог играет в кости. «А Бог не играет в кости», - сказал Эйнштейн. И он был прав…
Так вот, Моцарт потому, что, когда мы слушаем музыку Моцарта, мы слушает себя, а не музыку. Мы слушаем себя, какими мы были бы, если бы вчера не прочли газету, какими мы были бы, если бы все-таки не поверили всем этим утверждениям. Вот то, что мы есть, как великая энергия…» (источник)

НЕ ПРОСПИТЕ ВЕЧНОСТЬ. Слово «Вечность» окрашена у Казиника в особые тона. Одна из его главных мыслей: человек – не просто существо, наделённое речью, мыслями, воспоминаниями, но и вместилище вселенского Духа. Искусство и его высшее проявление, музыка, ниспосланы нам свыше. Космосом, или Богом – называйте, как хотите, ибо все едино. И бесконечно важно, что без этого осознания Высшего в нас мы, человечество – ничто.
Казиник нашел спасение в музыке, в культуре. Он читает лекции о музыке экономистам в институте бизнеса в Швеции, постоянно вспоминая Эйнштейна, который говорил, что без фуг Баха не было бы и его теории относительности. Кто-то из великих восточных философов сказал, что музыка – это кратчайший путь к Богу.
Михаил Семёнович принял участие в подготовке цикла из 64х музыкально-публицистических программ «Ad libitum, или В свободном полете» о мировой музыкальной культуре . «Эффект Моцарта», «Эффект Баха», «Эффект Бетховена»…  Каждый фильм — это страстный монолог скрипача и философа, который буквально сражается, отстаивая право классической музыки на существование в современной жизни. Некоторые из фильмов эпизодически показываются ночью на ТВЦ, а я все нашла ВКонтакте.
Михаил Казиник является также автором и ведущим программы «Тайные знаки культуры» на радиостанции Серебряный дождь.
Казиник многогранен, как и любой гениальный человек. И чтобы не говорить о нем много (всего все равно не расскажешь), делюсь одним из его недавних интервью. 

17.08.2011 Рига TV5 "Без цензуры"

Комментариев нет:

Отправить комментарий