Встречаются люди, которые любят донимать детишек вопросами вроде: "Скажи, ты кого больше любишь, маму или папу?"...
Они не думают, что по-разному чувство любви проявляется к матери или отцу, к брату или сестре, к близкому родственнику или просто знакомому человеку, что многое здесь зависит не только от человека, которого любят, но и от человека, который любит, от сложившихся взаимоотношений, обстоятельств и прочее...
Если мое чувство к отцу - это горный поток, который бурлит, и плещет, и бьется о берега, то чувство к матери - широкая, спокойно несущая свои воды река. Течения ее не замечаешь. Но если на пути этого спокойствия возникнет преграда, то получится... Ниагара!
Отец уезжает часто. Я уже привык к этому и переношу его отсутствие беспечально. Но однажды (сейчас уже не помню, по какой надобности) уехала мать. Великий боже, что происходило со мной! Дом опустел без нее, словно из него вынесли все и остались одни голые, чужие, холодные стены.
Прочитав эту цитату из автобиографической повести Николая Носова, не успокоилась пока не прочитала всю книгу целиком, к сожалению пока не от корки до корки, ибо «Тайна на дне колодца» давно не переиздавалась и читала я с планшета.
«Взрослые
часто не понимают детей, потому что видят мир не таким, каким его видят дети» - этими словами начинается повесть,
большая часть которой проникнута детской непосредственностью. Есть люди,
которые, кажется, навсегда останутся в детстве (в хорошем смысле). У меня есть
подруга детства, которая до сих пор пишет мне письма языком, очень похожим на
изложение Носова.
«Наклонившись над блюдцем, я пью чай и болтаю
под столом ногами. Хотя мне не раз твердили, что, сидя за столом, болтать
ногами нельзя, я неизменно нарушаю это установление. Дело в том, что меня
неудержимо тянет к движению, к перемещению в пространстве. Ноги мои хотят
бегать. Но поскольку пить чай и бегать в одно и то же время нельзя, то ноги мои
просто болтаются, изображая бег, а бегают вместо них глаза. Скользнув по
поверхности стола, они выскакивают за дверь и бегут по посыпанной песком
дорожке, которая ведет через весь участок к калитке... »
В пять лет автор
сам научился читать. Как именно? Этому посвящена отдельная глава, которую я
после прочтения пересказывала всем подряд. Настолько подробно и с юмором описан
этот процесс – не могу удержаться, чтобы не процитировать.
«И вот, когда брат выучил азбуку, отец взял газету
(она называлась "Новости") и велел брату прочесть название, которое
было напечатано самыми крупными буквами.
Брат начал называть подряд все буквы:
- Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и.
- Ну, и что получилось? - спросил отец.
Брат немного подумал и ответил:
- Газета.
- Вот и болван! - рассердился тут же отец.
<...>
Я твердил про себя
подряд все буквы: "Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и" - и ломал голову, как же
из них получается слово "Новости". Ведь если складывать, приставляя
как бы вплотную друг к дружке все эти буквы, то должно получиться какое-то
чудацкое, непонятное слово "Эновэоэстэи", совсем не похожее на слово
"Новости". Я то и дело повторял это "Эновэоэстэи", и мне
постепенно стало казаться, что оно все же чем-то смахивает на слово
"Новости", только его вроде как бы произносит какой-то косноязычный,
криворотый человек со свернутой набок челюстью. А то еще такие люди бывают,
подумал я, которые ничего не могут сказать без того, чтоб вначале не протянуть:
"Э-э". Это "э-э" нужно им как бы для разбега, без которого они
никак не могут заговорить. Вот и тут: если написано "Новости", то к
чему же вначале "э"?
Я попробовал отбросить это начальное
"э", и вместо "Эновэоэстэи" у меня стало получаться
"Новэоэстэи". Это уже показалось мне больше похоже на то, что
требовалось. Однако и сквозь это слово как бы проглядывал косноязычный человек,
у которого рот устроен так, что он ничего не может сказать, чтоб не сунуть куда
надо и куда не надо это противное "э".
Я попробовал держать рот поровней и поуже,
так, чтобы при чтении звук "э" не выговаривался, и, когда я прочитал
слово таким способом, у меня получилось не что иное, как "Новости". Я
почувствовал, что нахожусь на верном пути. "Э" явно здесь было лишнее.»
Автор раскрывает
нам внутренний мир ребенка, и это меня, как родителя и воспитателя, заставляет
лишний раз задуматься над мотивами поведения детей. Глядя на своего малыша, я
все больше убеждаюсь в том, что мы, взрослые, не проиграем, если будем по
определению считать намерения ребенка благими, что бы из них в итоге не вышло.
И тогда такими они и будут оставаться намного дольше.
Вместе с героем
мы взрослеем
«Постепенно мне становится
ясно, что никакой дурак никакому дураку ничего не даст, если тот ему не даст
взамен денег. Это была для меня новость. Открытие! Я начинаю понимать, что эти
скучные кружочки, которые я ни во что не ставил, имеют какое-то магическое
свойство, в силу которого их можно обменять на все, что тебе захочется.»
Это как прикоснуться к детству наших дедушек. Возможно, не все были такими
энтузиастами, как молодой Николай: и на мандолине в оркестре играл, и в
школьном хоре пел, и в библиотеку ходил читать запоем все подряд, и химическую
лабораторию с одним другом основал на чердаке, а с другими ежемесячный журнал
выпускал – толстую тетрадку, куда они записывали от руки свои рассказы,
фельетоны и прочие опусы, собственноручно иллюстрируя их, играл в шахматы «Да как играл! Так что кричал во сне. А когда
просыпался утром, в голову лезли какие-то нелепые мысли, к примеру: как встать
с постели "слоном" или "конем"» и много еще чем увлекался. Но детство без компьютеров было, безусловно, увлекательным. И все это в
начале ХХ века: перед глазами автора проходит I мировая война, две революции, гражданская война... Но о лишениях и страхах
упомянается вскользь, ведь детям всегда интересно жить, а тут еще и попытка
осмыслить политическую ситуацию:
«Что касается меня лично, то я безусловно был
за большевиков, но, признаюсь, вовсе не потому, что знал программу
большевистской партии и мог сказать, чем она отличается от других всяких
программ, а, во-первых, потому, что за большевиков был отец, во-вторых, само
слово "большевик" мне нравилось, а слово "меньшевик" не
нравилось по той ассоциации, что больше всегда лучше, чем меньше; лучше иметь
чего-нибудь больше, нежели меньше, лучше быть большим, а не маленьким и т.д. К
тому же из всех разговоров определенно чувствовалось, что большевики против
буржуев (так тогда было принято называть богачей), что они за народ, то есть за
бедняков, и не просто за бедняков, а за самых бедных, за неимущих, у кого
совсем ничего нет, за пролетариев. Кстати, слово "пролетарий" тоже
нравилось; в нем было что-то легкое, воздушное, летающее.»
Эту книгу должен
прочитать каждый родитель и вовремя подсунуть потом своему ребенку.
Благодаря
нестабильной политической ситуации, а также своему брату-лентяю, автор в первый
же год учебы в гимназии пришел к выводу, к которому приходит добрая половина и
современных школьников – раз не спрашивают каждый день, то и уроки каждый день
учить не надо. Через несколько лет случайно брошенная учителем фраза
вдохновляет Николая на самостоятельное обучение. Как он подтягивал алгебру –
настоящее пособие для лентяев, решившихся вдруг взяться за ум. Я могла бы и эту
главу процитировать, но в таком случае с цитатами тут будет явный перебор.
Что же это за тайна,
которая на дне колодца? И на этот вопрос вы найдете ответ вместе с повзрослевшим
героем.
Благодаря этой
книге я открыла для себя Носова не только как автора Незнайки, но и потрясающих
рассказов. Одни «Огурцы» чего стоят («Пусть
лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор»)! А повесть «Дневник Коли Синицына» - настоящее пособие для начинающих пчеловодов любого возраста,
ибо знания, добываемые мальчишками путем проб и ошибок, достаточно научны, а
удивительный чистый юмор не оставит никого равнодушным.
Последнюю книгу я
покупала летом в России дважды, но так и не довезла до дома:)
Женя! У меня точно такое же издание - последний том 4-томника. Привезла его уже от родителей себе, но читать еще не начала.
ОтветитьУдалитьПрочитаешь, поделись своими впечатлениями
Удалить