21 августа 2013 г.

И снова об индийских традициях...

Есть в Индии  чудесная традиция ракша бандана, которая очень популярна и в сахаджа йоге. Ракша бандан – это очень красивый праздник, в котором почитается чистота братско-сестринских отношений. В этот день сестра повязывает тонкую нить (ракхи) своему брату и угощает его сладостями. При этом брат – не обязательно кровный родственник. Девушка может повязать ракхи любому парню, таким образом давая понять, что она относится к нему как к брату. Канчан рассказывала, как в современной Индии в день ракша бандана многие парни не приходят в колледж, не желая получить ракхи от девушки, к которой они питают не братскую симпатию. Это еще раз иллюстрирует уважение индусов к традициям, ибо отношения между братом и сестрой чисты и священны.
Несколько лет назад Аксиния написала пост о ракша бандане, озаглавив его «Дружба между мужчиной и женщиной?» (советую прочитать - тут:)). И тут мне хотелось бы заметить, что в Индии отношения между братом и сестрой далеки от привычного нам понимания дружбы.
В прошлом семестре у нас тоже работала индуска, Гарима. Однажды я была свидетелем ситуации, когда она после получасовой беседы по скайпу с подругой из Венгрии, с которой они общаются каждую неделю, позвонила своему брату, которого не слышала больше месяца. Разговор длился минуты три, ну максимум пять. Тогда я очень удивилась, неужели ей не о чем поговорить с братом, ведь она столько всего рассказывала своей подруге!  На что я впервые услышала, что в Индии братья и сестры не дружат в привычном для нас понимании слова, то есть не проводят вместе время, не смеются до ночи на кухне, даже в кино вместе практически не ходят. У каждого из них свой круг друзей: у мальчика – мальчики, у девочки – девочки. Так закладывается с детства. Это есть дхарма. Но когда что-то происходит с братом, сестра всегда оказывается рядом, первая приходит на помощь, и наоборот. И если у брата неприятности, он идет с этим к сестре (не к матери, на плечах которой забота обо всей семье, а к сестре, которой можно рассказать все, как на духу, а уж она поможет деликатно подать проблему, если невозможно решить иначе).
Это настолько тонкие и прекрасные отношения, глубину которых начинаешь осознавать после самореализации.
У меня нет родных братьев, но есть три опыта ракша бандана в сахаджа йоге, то есть три, так называемых, ракхи-брата. Выбирала я их, особенно первых двух, как и большинство молодежи, даже в современной Индии, то есть, с кем мне хочется общаться ближе, но чтоб никто ничего превратно не понял. И что самое интересное – после ракша бандана как-то постепенно сложилось так, что мы не общаемся. С третьим все чуть иначе, но об этом позже. Вот уже пару лет я никому не предлагаю ракхи, пытаясь осознать глубину этих отношений.
В этом году я наблюдала очередь воспитательниц, выстроившуюся к двум представителям братской половины:) Мастер классы по плетению ракхи стартовали с началом семестра. 
мужнина рука:)
Вообще-то традиционно нить ракхи тонкая, и в этом есть свой символизм. Но сейчас сестры демонстрируют свое искусство фенечкоплетения. Обычно церемонию ракша бандана мы проводим только с детьми, но в этом году, не без участия Канчан, было объявлено о желании провести церемонию для взрослых. А поскольку заявили об этом всего за несколько часов, то два брата-акробата (Раду и мой муж) быстро метнулись в магазин за конфетами, ведь за честь быть названным братом новоиспеченную сестрицу принято  одаривать. Но вот за 15 минут до церемонии мы с мужем заметили килограмм лаванды, купленный мною недавно, и быстренько, в четыре руки и с помощью швейной машинки, изваяли милые ароматные пакетики. А уж как приятно было девчонкам получить пустячок, к изготовлению которого брат в прямом смысле приложил руку. 
Канчан диди ставит бинди красным порошком кумкума и
посыпает голову брата рисом, чем желает ему благополучия и процветания.
 Церемония ракша бандана
 А теперь несколько слов о моем последнем опыте. Года четыре назад, совсем правда, не в день ракша бандана, повязала я ракхи директору нашего лагеря. С самого начала работы в Боротине меня всегда поражало, сколько смирения и отдачи на волю свыше у коллектива. Иногда до последнего у нас не хватало персонала, но никто и никогда по этому поводу не паниковал, все продолжали готовиться к началу семестра, как ни в чем не бывало, и вот за день, а то и за несколько часов до заезда детей, нужный человек,  а то и несколько, всегда находился. Это лишь один из примеров смирения, которого лично мне явно не достает. И вот в день отъезда после очередного семестра, точнее в ночь перед отъездом, меня спонтанно посещает желание предложить ракхи шэфу, как мы в шутку его называем. При этом все получилось настолько удивительно гладко, что, даже когда я пыталась было пойти на попятную, боясь выглядеть глупо, все сложилось просто само собой. 
Часов в пять утра, перед тем, как он отвез меня в аэропорт я предложила Мариусу ракхи и мы вместе помедитировали. И вот, когда в пять вечера, сидя в автобусе, везущем меня в порт Стокгольма, я поняла, что опаздываю на паром и ничего уже не могу с этим поделать… я просто  перенеслась в состояние той совместной утренней медитации и расслабилась. Впервые в жизни в подобной ситуации я ощутила состояние покоя и умиротворения. Все было против меня – критическая ситуация, когда у тебя нет контактов абсолютно никого в Стокгольме, оставшихся денег не хватит даже на захудалый мотель, не говоря уже об еще одном билете, батарейка телефона на последнем издыхании, а ты, кажется, забыла зарядку, автобусу, по словам водителя, до порта пилить около часа, а паром отходит уже через 25 минут… А я вдруг ловлю блаженную улыбку и просто отпускаю все это… будь, что будет, ты все равно ничего не можешь изменить. Не было ни злости на полуторачасовую очередь в кассы, не разочарования от того, что предпочла выпить чаю с пирогом и сделать еще пару вещей, которые замедлили меня на пути покупке билета, не было бесконечного пережевывания в голове вариантов, как могло бы сложиться иначе. Было лишь спокойствие и уверенность в том, что я не пропаду, в голове – тишина. То, что так поражало меня в боротинском коллективе, мне удалось испытать. И я знаю, не без помощи тонкой связи ракхи. Чем же все закончилось? На паром я успела совершенно чудесным образом, влетев с чемоданом на палубу за секунду до того, как подняли трап. Но этот опыт был настолько я бережно храню в уголке моей памяти, и он мне очень помогает в трудных ситуациях.

1 комментарий: