18 января 2011 г.

И дети вдохновляют, и их вдохновляешь

Каникулы закончились and we back to work.
Пока я в поисках вдохновения на новый семестр, поделюсь с вами идеями из прошлого.
Как-то в один прекрасный момент, наблюдая за тем, как, во что и чем дети играют, я пришла к осознанию всей скудности детской фантазии в наше время по сравнению с временами минувшими. Вспоминаю свое детство. Будучи уже в младшем школьном возрасте, я научилась шить, и этого хватило достаточно на долгое время. Ребенок целые выходные проводил за машинкой, обшивая кукол и пупсов. Но еще до школы я помню себя, собирающую разные коробочки и «финтифлюшки», за что родители называли меня «Плюшкин», зато я из этих коробочек чего только для кукол не делала.
Свою роль сыграли и родители. Во времена дефицита, конец которых, я думаю, нам удалось застать, мамы мастерили карнавальные костюмы на новый год в садик и школу. И, вдохновленные их примером из ничего сделать вещь, мы тоже мастерили. А сейчас в век, когда все готовое можно купить в магазине, современным мамам кажется легче купить, чем сделать.

Как оказывается, в этом и кроется проблема дефицита детского воображения. Стремление изобретать напрямую связано со стремлением познавать мир: чем младше ребенок, тем лучше он фантазирует и изобретает. В то время, как ребенок постарше уже ищет откуда бы скопировать. Это подтвердили и наблюдения Вималы, одной из наших воспитательниц.
Сохранилось фото только одного из роботов
Совсем недавно она со своими мальчишками мастерила роботов, предоставив полную свободу их фантазии. И оказалось, что пяти- шестилетки завидовали четырехлеткам, потому что их роботы были намного оригинальнее, в то время как у старших мальчиков возникала проблема придумать, как их робот будет выглядеть.

Помню, мои девочки увидели крепость из картона, сделанную другой группой. Крепость была примитивно простой: куски картонных коробок склеенных скотчем по периметру и раскрашенные фломастерами. Девочки имели возможность все это хорошенько рассмотреть и потрогать, и я думала, что будет достаточно только принести им картонки и оставить творить. Но не тут-то было! Они начали просить им помочь, и как выяснилось, помощь заключалась не в том, чтобы придержать скотч или картон в процессе склейки, но в том, чтобы все сделать за них. Тут я остановилась. Мысль заработала мгновенно. Надо учить! Как учили нас (в школах и детских садах в эпоху дефицита еще учили), как из утильсырья сделать что-то необычное.

Так начался мой кукольный проект. Задача была поставлена показать и научить девчонок, как из «ничего» можно сделать игрушку. Мы начали с экскурса в историю, я рассказала им о том, с чем играли их пра- и пра-пра- бабушки. Сначала была тряпичная кукла, затем куклы из травы и из ниток по принципу соломенных, затем игрушки на руку из носков. Мои девочки смотрели заворожено, и каждый раз, держа в руках готовую куклу, играли с ней достаточно долго, забыв про своих магазинных Барби.
В конце семестра мы решили построить дом. Конечно, инициатива в основном исходила от меня, и опять дети заворожено смотрели, как половина от молочной бутылки превращается в ванну, стопка из спичечных коробков – в комод, коробки из-под мыла – в двухъярусную кровать…
Ванная комната
И казалось бы, только воспитательница играется, а дети смотрят, пока в один прекрасный день не случилось маленькое «чудо».
 Когда дом был практически готов, и отдан на растерзание для игры шустрым девчонкам, одна из них посчитала необходимым сделать чемодан, чтобы куклы могли путешествовать. Уже сама по себе идея использовать спичечный коробок в качестве чемодана, пришедшая в голову пятилетнему ребенку самостоятельно, меня обрадовала. Но верх блаженства я испытала, когда она попросила меня приделать к нему колесики. Я была в замешательстве и сказала, что подумаю над тем, как это можно сделать. «А ты возьми вот это», - сказала девочка, протягивая мне две бусинки и кусок проволоки.
И долго еще потом довольная воспитательница бегала по коридорам с чемоданом из спичечного коробка и осознанием того, что «оно работает»:)
Кухня
Гостиная
Кто-то из родителей сказал, увидев наш шедевр архитектурного искусства, что они как раз собирались покупать в подарок дочке кукольный дом, но теперь решено – «будем строить вместе»!
Наш дом - трансформер: каждая комната сделана в отдельной коробке, что дало возможность каждому ребенку подойти индивидуально к оформлению, плюс конструкцию дома можно постоянно менять и комнаты достаточно большие, чтобы шесть девочек смогли играть с куклами одновременно, практически не мешая друг другу.
примерно так

12 комментариев:

  1. Ооо! :) Снимаю шляпу!!! И принимаю на "вооружение"!

    ОтветитьУдалить
  2. Из-за огромного разнообразия игрушек у детей и не остается энергии на фантазию и творчество. У одной моей знакомой девочки, около 100 Барби, и разве будет она мастерить бумажную куклу после этого?

    Вот и я хочу, чтобы у дочки развивалась фантазия, постараюсь привить ей любовь к творчеству. Тоже мечтаю, чтобы у нее был не покупной кукольный домик, а как у вас!

    ОтветитьУдалить
  3. А вы все-таки сделали кукольную медитационную?

    ОтветитьУдалить
  4. Про исчезающую фантазию - это верно подмечено! родители сами ее губят, дети могут быть прекрасными дизайнерами, архитекторами и т.д., если не заваливать их игрушками
    У меня в детстве тоже был именно такой кукольный домик - я тоже просила готовый пластиковый, но мама мужественно нашла где-то коробки, достала из дивана остатки обоев, и мы принялись мастерить... Причем процесс мастерения домика для меня был даже более увлекательным, чем игра в куклы потом...

    ОтветитьУдалить
  5. Да, процесс создания всегда более увлекательный. поэтому, когда мои девченки играли, то суть игры была не столько в куклах, сколько в добавлении чего-то нового в этот дом. они вырезали и разукрашивали коврики в медитационную(да, Ксюш, мы ее сделали), лепили картины на стены, делали посуду в кухню... одним словом, процесс был запущен:)

    ОтветитьУдалить
  6. Да, работая сейчас в школе с детьми в кукольном кружке, я тоже заметила, что у них фантазия совсем плохо работает. Но возраст такой, что еще не поздно расшевелить. Моим 10-12 лет. И зато когда "паровоз" сдвигается, то их не остановить ;)))
    Очень радуют ваши кукольные работы!!! Просто умилительно!!! Оценка специалиста: 5 баллов :)))

    ОтветитьУдалить
  7. Действительно с воображением нынче у детей плохо... и знаете из-за чего? Все идет еще с младенчества.. Младенец с одним предметом может проделать целых 45 различных манипуляций!!!! (это научно-доказанный факт)
    а мы уже с того возраста много разных погремушек даем для выбора....
    С домиками классная идея - эх, вернуть бы детство, я бы такой попробовала построить :)

    ОтветитьУдалить
  8. Какой красивый блог! Делаю закладку.
    Да, вспомнила после вашего поста свои детские домики, я все пыталась знакомых девочек научить. Тоже спичечные коробки оклеивали тканью, торшеры и бра делали из ячеек коробок от шокол.конфет, шили постельное белье из лоскутков, шторки, камин со шкурой перед ним из иск.меха. Очень здорово вы все показали!

    ОтветитьУдалить
  9. спасибо, ladushka5.
    как у Вас тоже все интересно. 5 детей! буду заглядывать:)
    я случайно вместо "ячеек коробок" прочитала "яичных коробок", и сразу мысль заработала, что бы такое изобрести из этих коробок из-под яиц. как мысль оформится, поделюсь идеей:)

    ОтветитьУдалить
  10. Я уже случайно слышала про игрушечную мебель из спич.коробков и др. для куколок. А у Вас тут так здорово придумано с целыми комнатами, да такими просторными как для игры, так и для фантазии! Класс! Ложу в копилку идей - нам надо немножко подрасти для таких мелких деталек :). А мама - умничка! ТАкое придумала, да ещё сумела возродить детскую фантазию! Здорово!!! Спасибо! :)

    ОтветитьУдалить