31 мая 2011 г.

О фильмах и учителях


Учитель, научи ученика, чтоб было у кого учиться.



Не знаю, кому принадлежит эта фраза, но очевидно, кому-то мудрому, ибо вычетанная однажды мною в газете, на последнем году обучения в школе, зацепила до шлубины души и во многом помогла мне с выбором вуза.
Субботним вечером в очередной раз пересмотрели "Take The Lead" (в русском прокате «Держи ритм»), и я залезла-таки в интернет в поисках информации о Пьере Дюлэйне.
Люблю я фильмы, основанные на реальных событиях и каждый раз, узнавая об одном из таких вот людей, сильных духом настоящих учителях, вдохновляюсь.
В статье Википедии на русском о Дюлэйне написано всего пара строк: «родился в 1944 году, известный в США танцор и инструктор бальных танцев. Разработал собственный метод обучения бальным танцам. Открыл танцевальные классы, в которых школьники по его методике меняли свою жизнь с помощью бальных танцев. В 2006 году на экраны вышел фильм основанный на жизни Пьера Дюлэйна — «Держи ритм» режиссёра Лиза Фридлендера. Роль Пьера в нем сыграл Антонио Бандерас, а сам Пьер сыграл эпизодическую роль судьи на танцевальном конкурсе». 
А вот в статье на английском дана подробная информация о его философии обучения. Он учит бальным танцам, а вместе с ними "профессиональным навыкам приличия, этикета, вежливости друг с другом, уважения, человеческого достоинства."
" Я не говорю, что в настоящее время мир является нецивилизованным, но ясчитаю, что нам не хватает вежливости в жизни и это то, чему эта программа учит.Если мы сможем привить вежливость детям в возрасте до 10 лет или 11 - в достаточно раннем возрасте - мы можем развивать ее, и она вырастет вместе с ними. Она (вежливость) сделает их только лучше " Pierre Dulaine
Кроме принципов уважения и сострадания, коллективного взаимодействия,  Дюлэйн акцентирует внимание на «присутствии» учителя, что является, наверное, самым сложным навыком для любого учителя – возможность быть целиком и полностью в момент, когда он преподает. Дети очень тонко диагностируют, когда взрослый (родитель, учитель, тренер) на самом деле «не здесь», не с ними. Ребенок чувствует расстояние – пропасть между ним и взрослым.
Другим очень важным пунктом является «создание безопасного места», которым должна, по идее, быть школа, однако таковой, к сожалению, не является. Только чувствуя себя в полной безопасности, доверяя тем, кто с ним рядом, ребенок может открыться и  быть по-настоящему собой.
Эрин Грувел, Хилари Суонк и "писатели свободы"
Здесь сразу же вспоминаю другой фильм и, соответственно, реального человека – Эрин Грувелл (Erin Gruwell) и ее проект Freedom Writers/ «Писатели свободы». Одноименный фильм с Хилари Суонк рекомендую посмотреть тем, кто еще не видел. 
Похожие ситуации, проблемы, и каждый из учителей решает их своими способами, но в основе – одна и та же философия, а, если смотреть в корень, любовь, которая порождает небезразличие и эту самую философию.

В одиннадцатом классе я резко сменила город проживания, а вместе с ним и школу. Моим классным руководителем в последний год была учитель литературы, женщина интеллектуальная, профессионал своего дела. Она очень интересно вела уроки, организовывала литературные гостиные. Но вот «классный папа» параллельного класса многим из наших был как-то ближе и роднее. Человек простой и открытый детям, он вел математику и, может, его  уроки были далеко не так интересны (в гуманитарной-то гимназии), но он всегда готов был выслушать, помочь найти решение проблемы. Его «присутствие» чувствовалось, его кабинет был тем самым «безопасным местом»  для многих из нас.
В том ли разница, что наш филолог – выпускница классического университета, а математик – педагогического? Нет, я уверена, быть учителем – это талант, который, если у тебя его нет, не в каких институтах не разовьешь. 
Что отличает Учителя от преподавателя? Прежде всего, умение слушать, сопереживать, «присутствовать», видеть в каждом ученике личность, общаться с ним на равных (по принципу человек – человеку). Работа настоящего Учителя – не только в школе, это все 24 часа и даже больше. Поэтому, это не каждому дано, и поэтому, настоящих Учителей так ценят, они всегда живут в детских сердцах.
Буквально на днях в обсуждении наш Head Teacher сказала такую фразу: «детей не заботит, что вы знаете или не знаете, их заботит, если вы заботитесь о них».
Я, бывает, ловлю себя на мысли, что я где-то «не здесь». Вот Анжела рассказывает мне что-то, а у меня голова другим занята. Но в другие моменты, когда мы, действительно, как одна семья, я чувствую такую потрясающую отдачу. «Тебе очень больно?» - спрашивает Анжела, видя, как я с размаху заехала рукой о дверной косяк, а Пашини уже прижимает мои ноющие пальцы к своей щеке. «Тетя Женя, массаж?» - предлагает  Амбика, видя, что я устала. Ее маленькие цепкие ручки на моих плечах, та любовь и забота, с которой она это делает, снова «возвращают меня к жизни». А сегодня моя коллега, учитель (четверо из моей группы в ее классе) принесла мне сладости (четыре разных вида). Это вчера дети получали почту, а у меня был выходной, и мои сладкие мордашки, не забыв про свою воспитательницу, попросили для меня сохранить. Вообще, в этом семестре я намного чаще слышу фразу «тетя Женя, я тебя очень люблю». И это меня вдохновляет:) Надеюсь, что как учитель (воспитатель, какая, в сущности, разница) я расту, но впереди еще необъятные горизонты. Будем к ним стремиться!

7 комментариев:

  1. Я всегда училась вместе со своими учениками. Даже не верится, что сейчас некоторые из них сами преподают в университетах))) Да, в этом деле всегда есть к чему стремиться, как и в другом любом, впрочем))

    ОтветитьУдалить
  2. Так хорошо сказала! Именно такие мысли , отдача детей и цепляет меня в моей проффесии.

    ОтветитьУдалить
  3. Женя, я включила этот пост в обзор в коллективном блоге "Друзья БабочкиЯночки", там очень актуальна эта тема http://kpanuba.blogspot.com/2011/05/310511.html?utm_source=BP_recent

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Анна. когда посмотрите фильмы, отпишитесь о впечатлениях. только хочу предупредить, во время просмотрта желательно, чтобы ребенка с вами не было. подростковая речь - не мед, как у Джейн Остен:), попадается ненормативная лексика. что поделаешь, реалии жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошо, обязательно напишу! Сегодня попытаюсь найти их в интернете и что-нибудь посомтреть. А ребёнка спать положим ;)

    ОтветитьУдалить
  6. Женечка, как ты чудесно написала! это не только учителей касается, но, наверное, всех, кто общается с детьми... да и не только с детьми. Это называется сострадание и чуткость. Как в фильме "Джузеппе Москатти, исцеляющая любовь"

    ОтветитьУдалить
  7. О, это тоже потрясающий фильм об удивительном человеке. кстати, Анна, посмотрите, не пожалеете.

    ОтветитьУдалить