25 января 2011 г.

Amazing Grace

кадр из фильма 2006 г.
На прошлой неделе мы с Вималой, подругой и напарницей из Англии, совершенно спонтанно занялись изучением истории. Но для начала предыстория:
Мы обе любим смотреть кино. Взгляды и вкусы у нас во многом схожи, но абсолютное единство мнений наблюдается по вопросу исторических драм, а еще точнее экранизаций классических романов, поставленных на ВВС. Так мы несколько десятков раз пересмотрели «Гордость и предубеждения» Джейн Остен, «Джейн Эйр» и много еще чего в этом же духе
Но вот неделю назад, пытаясь найти на Youtube что-то новенькое, мы наткнулись на трейлер фильма  Amazing Grace. Фильмы, основанные на реальных событиях, рассказывающие о сильных духом людях – это то, что я люблю даже, наверное, больше, чем «Гордость и предубеждения»:))
Через пару дней сели смотреть сам фильм на Youtube. Однако уже в середине поняли, что фильм не тот, но из принципа решили досмотреть. Так начался наш экскурс в историю работорговли и отмены рабства.

Первый фильм оказался достаточно жестоким, так что пришлось даже некоторые сцены проматывать. Однако мы не пожалели, что его посмотрели. Почему?
Помимо исторических фактов о человеческой жестокости и глупости (уже только поэтому фильм можно показывать старшим школьникам на уроках истории, чтобы учиться на ошибках), мы узнали историю всемирно известного гимна «Amazing Grace». Слова, написанные Джоном Ньютоном, английским поэтом и священником, были положены на африканскую мелодию. А текст песни – его исповедь (и фильм, собственно говоря, об этом). 
Будучи работорговцем, Ньютон во время своего пребывания в Африке задался вопросом «Действительно ли они люди?» Потому что большим оправданием работорговли была в то время идея, очень удачно вбитая кем-то в сознание людей, что африканцы – не люди, а скорее животные, поэтому англичане совершенно, по их мнению, оправданно вторгались на новые территории и сажали людей в клетки.
В фильме 2006 года мы снова встретились с Джоном Ньютоном, уже священником, оставившим работорговлю, доживающим свои последние годы «в окружении тысяч призраков». Он в какой-то мере наставник Уильяма Уилберфорса, который посвятил большую часть своей жизни борьбе за отмены работорговли и в 1807 году провел наконец через Парламент закон об отмене рабства. Фильм очень хорошо характеризует цитата из него:
«Когда люди говорят о величайших мужах, они подразумевают подобных Наполеону — мужей насилия. Редко когда упоминается муж мира. 
Но всё отличие в том, что ждет и тех и других когда они придут с полей битвы. Наполеон вернется с помпой могущественной власти — муж, достигший вершины своих амбиций. Но в своих снах его будут преследовать ужасы войны. В то же время, Уильям Уилберфорс, вернувшись к своей семье и положив голову на подушку, подумает о том, что работорговли больше не существует»
Вообще, подобные фильмы меня вдохновляют отстаивать Истину в борьбе невежеством. В XVII веке в головах европейцев прочно сидела идея о том, что все должно вертеться вокруг белого человека. Сейчас же мы считаем себя людьми просвещенными, толерантными и называем себя свободными, однако за всей этой помпезностью мы не замечаем, что так называемая свобода – на самом деле рабство. Человек современный – раб своего эго, своих желаний и амбиций. Мы забыли о том, что есть кто-то выше нас, кто нас создал, заставил наше сердце биться. Как я уже писала, о Божественном сегодня говорить не принято, но и Уильям Уилберфорс меня вдохновляет:)

И наконец вчера кульминацией нашего исторического образования стал фильм «Божественное творение/Something the Lord made», рассказывающий историю становления афроамериканского доктора Вивьена Томаса в условиях сегрегации. И снова о человеческой глупости и предрассудках и больше всего о том, что каждый человек уникален, ведь он  - Божественное творение. И если не обращать внимание на предрассудки, а просто делать работу, для которой ты был рожден, то ты в руках Божественности, и в жизни есть место чудесам!

1 комментарий:

  1. Ты меня вдохновила:)))) обязательно посмотрю эти фильмы!

    ОтветитьУдалить