22 января 2021 г.

"Be the change you want to see in the world" (Ганди)

Иначе говоря, хочешь изменить мир - начни с себя. Хочешь, чтоб мир вокруг тебя стал лучше, задай себе вопрос: что лично ты сам можешь сделать?

Еще одна немаловажная мысль - это теория маленьких шагов.

Все хотят, чтоб жить стало лучше (причем, список этого "лучше" у каждого человека будет свой). Но должен ли кто-то удовлетворять мои хотелки? А что лично я могу сделать, чтобы хоть немного стало так, как я хочу? И с чего вообще начинать (ведь хочется всего и сразу)?

Уже годами, десятилетиями в кинематографе культивируется образ супергероя, "один в поле воин", он-то всех и спасет, и станет началом нового мира. А остальные пока сидят на диване и ждут, когда их позовут.

В последние годы меня особенно радует, что все больше людей начинают брать ответственность за свою жизнь, свое окружение, начинают что-то менять. Менять то, что лично они могут изменить, выходя из своей зоны комфорта. Из диванных критиков они превращаются в творцов. Собственно говоря, на мой субъективный взгляд, именно в этом и состоит задача всех трудностей и проблем в обществе, о которых все говорят. А именно в том, чтобы вывести индивида из зоны комфорта, задуматься о том, "что я могу сделать для других", и начать первые шаги в этом направлении.

У нас в Старой Загоре (Болгария) есть огромный парк на холме, в нем можно гулять, как в лесу, и в то же время там есть зоопарк, несколько детских площадок и площадок для фитнеса в разных частях парка и даже теннисные корты (ну, это чтоб вы понимали размеры самого парка). Так вот недавно мы в очередной раз там гуляли и читали информационные стенды. История создания парка сводится к тому, что в конце 19 века старозагорский митрополит Мефодий Кусев своим энтузиазмом вдохновил большинство местных жителей, в результате чего голый пустынный холм превратился в место с буйной растительностью, в том числе с уникальными и редкими для Болгарии видами, которые Мефодий разводил и высаживал сам (хотя была и оппозиция в виде тех, кто хотел бы видеть на холме пастбище для скота). Конечно, превращение произошло не за год и даже не за десять, но тут мы вспоминаем о маленьких шагах!

А теперь возвращаемся в наши дни. Лично меня в Болгарии ужасно раздражает грязь и горы мусора везде. Но я каждый раз, приезжая сюда, я беру пакеты и перчатки с собой на прогулку. Честно говоря, наш эко-активизм начался всего семь лет назад, когда мы с годовалым карапузом приехали в гости из чистой чешской деревни. Когда годовастик, привыкший изучать мир руками (а в нашей деревне у него было обширное поле для исследований), начал подбирать на улице бычки и обертки, чтобы не сойти с ума и не довести ребенка до нервного срыва, пришлось выдать ему перчатки и запастись пакетами. В Старой Загоре у меня пакеты и перчатки постоянно обитают в рюкзаке, и долго там не залеживаются.

Сначала мне было немного дико, и спасало только наличие ребенка, ибо окружающие реально смотрели брезгливо или не обращали особого внимания (тут привыкли, что цыгане, в том числе и дети, собирают всякий хлам, в основном, конечно, из мусорок вытаскивают). Помню, как на детской площадке у рыбного ресторана мы собрали два пакета мусора, который тупо разнесло ветром из 2х переполненных урн. Обращение к менеджеру ресторана с просьбой утилизировать пакеты в контейнер (поблизости таких не наблюдалось, но по рассчетам должен был быть хоть один на заднем дворе ресторана) не увенчалось успехом (зимой летнюю веранду, к которой и примыкала площадка, они не обслуживают и внешний вид ее их не интересует). В общем, прогулка по нашему спальному району меня всегда приводила в удручающее состояние. Не люблю Болгарию, и не хочу тут жить - это мое клише.

И вот на днях мой муж, который не особо-то любит выделяться, сам предложил организовать субботник в районе. Ура! У меня есть последователь! Помним про маленькие шаги, да?

Так вот сегодня, в один из первых теплых дней с момента нашего приезда, мы сделали первый выход. И первый день, когда от прогулки по району не было горького осадка (она принесла чувство удовлетворения). А еще первый раз, когда я заметила заинтересованные взгляды прохожих. 

Да, мы пока никого не агитируем (я верю в силу маленьких шагов, а так считаю, что прежде, чем агитировать, надо самим зарекомендовать себя примером). Не знаю, если будем агитировать вообще. Коллективные субботники - это круто, но мы пока не можем взять на себя организационную ответственность, ибо приезжаем ненадолго. Мы просто делаем то, что можем сами и получаем от этого радость. Ничто не укрепляет семью так, как совместная общественно-полезная работа, скажу я вам. А еще хочется донести идею, что это нормально - просто поднять и убрать, а не ждать, что кто-то это сделает за тебя.

Болгария для меня - это возможность. Пытаюсь выбить старое клише:)

И на последок... Уборка на природе всегда оборачивалась для меня приятными неожиданностями. Однажды, будучи в положении, собирали с подругой мусор в нашем чешском лесу (для сравнения, там одного пакета хватает на 3 км), а потом любовались белкой на расстоянии всего лишь чуть больше метра. Минут 5 она вертелась на ветке на уровне наших глаз, дав возможность себя разглядеть во всей красе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий